Заигрался малыш с… вампирами
Что делать, если ваш ребенок слишком много фантазирует?
В играх наших детей (если они не компьютерные), выдумка занимает такое большое место, что порой очень трудно понять, где кончается нормальное воображение, а где начинается не совсем здоровый процесс «сновидений с открытыми глазами».
Когда ребята строят крепость или ведут сражение с помощью игрушечных солдатиков, ясно, что они включают в игру свое воображение. Ребенок и без товарищей может играть час или два подобным образом. Ни в одном из этих случаев и речи нет о фантазировании, поскольку игры эти социально значимы.
Даже когда малыш развлекается в одиночку, он воплощает в игре своей реальный жизненный опыт, следуя правилам, предложенным другими детьми, или придерживается условий игры.
Когда же, напротив, речь идет о безудержном фантазировании, ребенок переносится на какую-то неведомую землю, которую он воспринимает не как ДОПОЛНЕНИЕ к реальной жизни, а как ЗАМЕНУ действительности.
Его мир может быть населен вампирами или «зелеными человечками», он способен померяться силами с Гарри Поттером или Человеком-Пауком … Ребенок создает свои фантазии, «стирает» их и вновь создает - с полным пренебрежением к действительности.
Опасность здесь таится в том, что малыш может получать от всего этого столь полное удовлетворение, что его совсем перестанут привлекать радости реальной жизни. Он может при этом отказаться от других игр и состязаний с детьми и с удовольствием будет проводить время в одиночестве, лишая себя опыта общения, своего места в реальной жизни. Ему нравится быть одному и все делать самому.
Другая опасность в том, что некоторые элементы своих фантазий ребенок переносит в реальный мир, и они как бы делаются составной его частью. Маша Д., например, в 3,5 года, куда бы ни шла, любила носить в сумочке тряпочную куклу, которую наделила чертами живого человека и стала относиться к ней как к настоящей подруге.
Даже в 9 лет девочка ничего не делала, не посоветовавшись сначала со своей куклой. Она громко беседовала с ней в магазине, куда приходила делать покупки, чем, естественно, вызывала у окружающих такие комментарии, что ее мать смущалась и старалась тут же придумать какую-нибудь благовидную причину, объясняющую поведение дочери.
Родители девочки поняли, наконец, что не могут сами разрешить проблему, тем более что Маша все больше и больше отставала в развитии от сверстников. Тогда они обратились к психологу и вернули девочку на твердую почву реальности, заменив неодушевленную куклу живыми, активными товарищами по играм.
Чем чаще фантазирует ребенок, тем более опасна эта его склонность. Робкий, неуверенный в себе маленький человечек с еще большей легкостью увлекается какими-нибудь собственными фантазиями и особенно склонен включать их в свою личную игру. Напротив, ребенок, который хорошо чувствует себя среди других детей и взрослых, не находит удовлетворения в фантазировании.
Не обращать внимания на детские фантазии — это все равно, что отворачиваться от реальной жизни. Родители должны видеть в таком поведении негативную реакцию ребенка на окружающий мир. Если бы действительность, в которой он живет, была более радостна, у малыша, очевидно, возникло бы гораздо меньше поводов уходить от нее.
Можно назвать две основные причины этого, проявляющиеся в раннем детстве, но свойственные детям и в более старшем возрасте: во-первых, это опасение ребенка, что его отвергнут в реальном мире, во-вторых, нежелание переходить на следующую стадию развития. Такая боязнь чаще всего возникает после того, как он, скажем, пережил тяжелые минуты разлада отношений с родителями.
Малыш, чувствуя, что утратил контакты со взрослыми, сразу же невольно уходит в себя, замыкается в своем мирке. Он становится недоверчивым, у него появляется немотивированный страх. А нежелание переходить на следующую стадию развития обычно связано либо с тем же ощущением отвергнутости, либо, напротив, чрезмерной заласканности.
Крайности, как известно, сходятся. Такой ребенок склонен сохранять свое детское положение — ему кажется, что тогда у него останутся и все его детские привилегии. В 5—6 лет он оказывается совершенно не подготовленным к гораздо менее ласковому, чем родительское, обращению с ним товарищей по играм, и, поскольку в их отношении к нему не будет и такой же горячей симпатии, какую он привык получать от родителей, в семье, у него все меньше будет оставаться желания общаться с другими детьми.
Разочаровавшись в товарищах по играм, он будет искать убежища дома и по-прежнему останется «маминым любимчиком» или уйдет в собственный мир фантазий.
Важно вовремя понять, много или мало фантазирует наш ребенок. И лучшее «лекарство» от избытка фантазирования — сделать так, чтобы он стал «своим» в мире сверстников. Порой излишне жестком, порой опасном… Но реальным, как реальна та жизнь, с которой ребенок все равно столкнется. И, главное, чтобы он вошел в эту жизнь подготовленным – пусть даже к трудностям и неприятностям…
Алексей БЕЛОВ